Как вести себя с ребенком, находящимся в кризисной ситуации?

 

Уважаемые родители!

Пожалуйста, обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка, подростка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую, для него они могут быть крахом всего того, что он приобрел (отношения с друзьями, и возможный разрыв их, школьные неудачи, нестабильность(эмоциональная) в семье и т.д.

Часто родители не оценивают серьезность переживаний своего ребенка и не оказывают вовремя необходимую эмоциональную поддержку, что рождает у него ощущение непонимания и одиночества, и это может привести к попыткам разрешить свою проблему разными в том числе и неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для ребенка или подростка:

  • любая ситуация, переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;

  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое заболевание);

  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;

  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

 

 

 

 

 

 

 

Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию

  1. Прежде всего обратить внимание на ребенка и поддерживать с ним эмоциональную связь

  2. Разговаривать и выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

  3. Направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество).

  4. Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).

  5. Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому.

  6. Помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок.

  7. Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических ситуациях.

  8. При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции с ними, поэтому старайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком.

 

Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии 

Во- первых, сохранять спокойствие самому.

-  Уделить все внимание ребенку.

-  Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

-  Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона.

  - Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 

Примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки.

  1. Как начать разговор: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».

  2. Использовать прием активного слушания. Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?».

  3. Какие у ребенка есть намерения: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?».

  4. «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?».

  5. Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит»

Что можно и нельзя говорить во время диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

  1. Когда ребенок говорит: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?». НЕЛЬЗЯ: «Когда я был в твоем возрасте..., да ты просто лентяй!»

  2. Когда ребенок говорит: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕЛЬЗЯ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

  3. Когда ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕЛЬЗЯ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

  4. Когда ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

  5. Когда ребенок говорит: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕЛЬЗЯ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

  6. Когда ребенок говорит: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕЛЬЗЯ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!» 

Уважаемые родители!

  • Побуждайте ребенка, подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков.

  • Помогайте строить позитивные планы на будущее, совместно выявляйте желания и мечты, ради реализации которых подростку захочется идти вперед.

  • Внушайте ребенку уверенность в том, что все запланированное у него получится.

  • Напомните об имеющихся у него навыках решения проблем и постарайтесь привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.